Анализ инвестиционной среды
Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные
проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который
обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне
риска. Анализ инвестиционного проекта начинается с рассмотрения
характеристик инвестиционной среды, (инвестиционного климата).
Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций
рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на
локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных
условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится
обследование и проверка истинности всех сведений (“due diligence”) об
объекте инвестиций для подготовки к осуществлению инвестиционного проекта
и его финансирования.
1. Общеэкономический анализ инвестиционного проекта
Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния
национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся
международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для
осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов.
В ходе общеэкономического анализа обычно рассматриваются:
- темпы экономического роста;
- уровень социально-политической стабильности;
- уровень правовой стабильности;
- уровень инфляции;
- стабильность национальной валюты;
- состояние платежного баланса страны;
- уровень процентной ставки за кредит;
- размеры и динамика государственных расходов и инвестиций;
- развитость рыночной инфраструктуры
2. Отраслевой анализ инвестиционного проекта
Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект,
должна быть рассмотрена со следующих позиций:
- темпы и перспективы роста отрасли;
- состояние рынков сбыта;
- уровень конкуренции;
-наличие специальных налоговых режимов и иных элементов
государственного регулирования.
3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционного
проекта
Анализ всех существенных сторон деятельности компании, которая является
перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо бизнес-плана,
либо технико-экономического обоснования (ТЭО - аналог “ feasibility study
”) и отражает следующие аспекты:
- история компании;
- правовой статус;
- финансовое состояние;
- состояние контрактов;
- состояние производственной сферы;
- выпускаемая продукция
- структура управления;
- состояние социальной сферы
- маркетинговая политика.
Полнота проводимого микроэкономического анализа зависит от того, как
планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового
юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае
потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности
компании, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием
предполагаемых участников проекта.
Анализ самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных
данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта,
построение финансовой модели и оценку проекта в соответствии с выбранным
критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная
информация образует основу для составления бизнес-плана.
Наряду с подготовкой бизнес-плана проводится анализ возможных способов
привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.)
в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования
(corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг
(андеррайтинга).
Анализ инвестиционного проекта
1. Проверка исходных данных.
Информация, используемая в ходе анализа инвестиционного проекта, должна
подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным:
- объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и
т.п.);
- затраты на производство и реализацию продукции/услуг;
- нормы амортизации;
- ставки процентов за кредит;
- имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта
продукцию.
2. Маркетинговый анализ.
Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со
стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта
продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать
работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ).
Последний проводится по следующим этапам:
1) оценка конкуренции и других внешних факторов:
- степень конкуренции;
- потенциальные источники конкуренции;
- наличие государственного регулирования.
2) определение стратегии маркетинга:
- стратегия сбыта;
- стратегия ценообразования;
- использование рекламы, связи с общественностью (public relations),
продвижения товара;
- анализ места размещения компании;
- бюджет маркетинга;
- последующая стратегия маркетинга.
3) исследование рынка:
- поиск и анализ первичной информации;
- оценка реакции рынка.
4) прогноз объема продаж:
- объемы продаж по периодам;
- объемы продаж по продуктам и услугам;
- объемы продаж по группам потребителей;
- доля рынка.
Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации
определяет надежность финансовых расчетов по проекту.
3. Анализ организационно-правовой формы.
Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в
зависимости, прежде всего, от следующих исходных предпосылок:
1. Проект реализуется на базе существующего предприятия - объекта
инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством
реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования.
2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число
учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный
капитал оговоренную сумму.
Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой
предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и
т.д.).
Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и
форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс
инвестиционного планирования.
4. Финансовый анализ.
Финансовое планирование является составной частью процесса
инвестиционного планирования и представляет собой моделирование будущих
финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных
значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое
планирование осуществляется путем создания и использования финансовой
модели и интерпретации результатов расчетов.
Применение финансовой модели позволяет:
- анализировать и прогнозировать финансовые результаты;
- проводить анализ чувствительности;
- снизить затраты времени и средств на хранение и переработку
информации;
- снизить риск человеческой ошибки;
- сократить время на проведение расчетов.
Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть
все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В
своем наиболее полном виде финансовая модель позволяет не только
просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить
прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы
инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с
установленными критериями. Некоторые модели включают статистические методы
прогнозирования, используемые для построения трендов по основным
параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом.
Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов:
1. Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры
вводимой и выводимой информации).
2. Создание модели.
3. Пробный запуск и проверка модели.
4. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам
проверки).
5. Использование модели.
При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как,
например,
- методы ведения бухгалтерского учета :
- порядок начисления амортизации;
- расчеты налоговых платежей;
- график погашения долговых обязательств;
- стратегия формирования запасов и др.
При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация,
предположения, формат документов должны быть представлены таким образом,
чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические
характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты
при реализации заданных условий.
Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования
составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных
на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей,
построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса.
Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового
анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного
потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы
бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и
предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового
анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской
документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового
планирования деятельности предприятия.
Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины
поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе
деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей
составляются бюджеты денежных средств - прогнозы поступлений и платежей на
будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия
проводится на основе бюджета денежных средств.
По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно
строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной
единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью
оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в
процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих
необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели,
взаимосвязи между элементами учесть специфичные условия функционирования
данного предприятия, реализации проекта.
Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими
параметрами в финансовой модели
*При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных
вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной
информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся
первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут
различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при
реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что
проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по
кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному
инвестиционному проекту.
** Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных
видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый
денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих
показателей при построении финансовой модели для оценивания
инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании
фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего
предприятия.
5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов
Для сравнения и выбора инвестиционных проектов инвестор обычно
использует следующие критерии:
- чистая приведенная стоимость;
- внутренняя ставка отдачи;
- индекс прибыльности;
- средняя бухгалтерская рентабельность;
- срок окупаемости.