Инвестиции в экономику России.


Можете разместить свою рекламу

    Invest-in-Ru:: БИЗНЕС-ПЛАН
    Бизнес-план автопредприятия

    Независимо от организационно-правовой формы и масштабов предприятия, характера и номенклатуры производимой им продукции (работ, услуг), важнейшим инструментом планирования, управления и анализа его хозяйственной деятельности в рыночных условиях является бизнес-план.

    Бизнес-план предприятия может служить основой для формирования предложений при переговорах с потенциальными партнерами, инвесторами, кредитными учреждениями и лизинговыми компаниями. Основное назначение бизнес-плана — использование высшим менеджментом, руководителями самостоятельных хозяйственных подразделений (филиалов автопредприятий, сервисных подразделений, работающих на внешний рынок и т. п.), в некоторых частностях — средним звеном управления, — для анализа и оценки общей эффективности деятельности предприятия, хода и результатов совершенствования его организационной структуры, реструктуризации парка транспортных средств, диверсификации производства и т. п.

    В теории бизнес-план должен выражать перспективное планирование как процесс, с помощью которого система (предприятие) приспосабливает свои ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Поэтому базой бизнес-плана является маркетинговое обоснование, пронизывающее практически все разделы плана и полностью формирующие такие из них, как анализ рыночной ситуации, стратегия развития предприятия на рынке транспортных услуг, стратегия организации производства.

    АСМАП рекомендует предусматривать в бизнес-плане разработку следующих основных разделов:

    - введение (аннотация, резюме);

    - характеристика отрасли, компании и ее бизнеса;

    - организационная структура и персонал предприятия;

    - услуги;

    - изучение и анализ рынка;

    - план маркетинга (стратегия работы предприятия на рынке транспортных и других услуг);

    - стратегия организации производства;

    - финансовый план.

    Во введении излагается цель разработки бизнес-плана, концеп­ция бизнеса на планируемый период, технико-экономические ре­зультаты, которые предполагается получить в ходе реализации плана. Поскольку содержание этого раздела носит обобщающий характер, его следует тщательно выверить после формирования плана в целом.

    При разработке плана следует учесть, что разным пользователям необходим и достаточен разный информативный и доказательный уровень его основных разделов. Поэтому полный комплект плана целесообразно оформлять в виде небольшого по объему отчета (брошюры) с отдельными приложениями, значительная часть которых имеет в той пли иной степени конфиденциальный характер.

    При разработке раздела «Характеристика отрасти...» используют открытые информационные материалы АСМАП, региональных союзов перевозчиков и экспедиторов, органов государственной статистики, таможни, ГИБДД, транспортной инспекции. Этого вполне достаточно квалифицированному специалисту-работнику предприятия, чтобы без привлечения сторонних консультантов проанализировать перечень и объемы транспортных услуг, оказываемых российскими и иностранными автопредприятиями в целом по стране, а также по региону дислокации предприятия, выявить структуру парка подвижного состава, дать краткую характеристику двум-трем наиболее крупным предприятиям региона.

    В характеристике собственного предприятия АСМАП рекомендует указать его организационно-правовую форму, учредителей и крупнейших акционеров, охарактеризовать уставный капитал и чистые активы, представить основные направления уставной деятельности, дать перечень лицензий по видам транспортной и другой деятельности, имеющихся и используемых предприятием, охарактеризовать качественно и количественно подвижной состав, как собственный, так и арендуемый. При подготовке этого раздела бизнес-плана мы рекомендуем сформировать подвижной состав по группам. В заключительной части раздела желательно привести результаты хозяйственной дея­тельности предприятия в целом и по основным направлениям дея­тельности (объемы производства, рентабельность, дебиторская и кре­диторская задолженность, незавершенное производство с объяснением причин их образования и т. п.).

    Для инвестора, особенно возможного партнера по бизнесу, на стадии конкретных переговоров важно выявить не только достоинства, но и недостатки предприятия, а также его технические резервы. В этой связи представляется необходимым предусматривать в тексте бизнес-плана или приложениях к нему самостоятельный раздел «Производственная инфраструктура предприятия ( В данном случае структура управления и персонал не включаются в производственную инфраструктуру.)».

    В этом разделе подробно описываются местоположение предприятия; даются характеристика подъездов к его территории и удаленности ее от основных магистралей, портовых, железнодорожных и других терминалов, топографические планы территории, характеристики объемов и площадей промышленных и офисных зданий и сооружений, инженерных сетей, технологического оборудования. На основании действующих нормативов и опыта организации технической эксплуатации автотранспорта определяются резервы производственных площадей и оборудования при переходе на многосменную работу, вскрываются недостатки предприятия в части организации маршрутной технологии технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

    Поэтому разработку оптимальной структуры управления (орг­техпроект предприятия) целесообразно в ряде случаев (особенно для предприятий, располагающих парком от 50 и более линейных автопоездов и развитой производственной инфраструктурой) поручить специализированной (лицензированной) организации, с тем обязательным условием, чтобы в числе разработчиков проекта были представлены менеджеры предприятия.

    Оргтехпроект формируется под функции предприятия, но также и под группу высшего менеджмента («команду»), способную решать крупные и разнообразные задачи. Поэтому желательно на стадии предпроектной подготовки построить матричную схему «функция — руководитель» (табл. 1).

    На основе этой таблицы желательно разработать и реализовать оргтехпроект, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

    По структуре предприятия:

    • уровень (фирма, служба, отдел, группа), функции подразделений и структурная схема управления:

    • подчиненность подразделений, методы и алгоритмы их взаимодействия;

    • права и обязанности высшего менеджмента, отраженные в срочных трудовых контрактах;

    • типовые должностные инструкции руководителей подразделе­ний и инженерно-технического персонала;

    • варианты системы заработной платы в зависимости от насыщенности рынка (для персонала, обеспечивающего коммерческую эксплуатацию перевозок и другие виды доходов предприятия) и уровня технической эксплуатации подвижного состава и производственной инфраструктуры.

    деятельности и содержание работ автопредприятия

    Руководитель (куратор) вида деятельности

    Вид деятельности

    Содержание работ

    исполнительный директор

    технический директор

    директор по экономике и финансам

    1. Бизнес-планирование

    Маркетинг, реклама, цеповая политика, нормативы, взаимодействие с международными и российскими профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Инвестиционные проекты, проекты кредитования

    +

    2. Текущее планирование и контроль расходов

    Анализ хозяйственной деятельности, подекадное и ежедневное планирование и анализ движения финансовых средств, контроль оплаты налогов и обязательных платежей

    +

    3. Бухгалтерский учет

    В соответствии с действующим законодательством

    -

    -

    +

    4. Коммерческая эксплуатация автотранспорта

    Прием заявок на перевозки и обеспечение

    их исполнения. Диспетчеризация движения,

    организация снабжения водителей документами,

    расходными материалами, денежными

    средствами; взаимодействие

    с грузоотправителями, грузополучателями

    и таможенными органами

    +

    5. Техническая эксплуатация автотранспорта

    Лицензирование видов деятельности транспортных средств, взаимодействие с ГИБДД и транспортной инспекцией, организация и контроль технического использования, технического обслуживания и ремонта транспортных средств

    +

    6. Содержание производствен­ной инфраструктуры пред­приятия

    Лицензирование видов деятельности (эксплуатация инженерных сетей и сооружений, газового хозяйства, грузоподъемных устройств и т.д.), техническая эксплуатация зданий. сооружений, инженерных сетей, технологического оборудования, обучение и сертификация специалистов, взаимодействие с надзорными органами

    +

    7. Транспортно-зкспедиционное обслуживание

    Организация мультимодальных перевозок, прием заявок и обеспечение их исполнения, взаиморасчеты с заказчиками и контрагентами

    +

    -

    -

    8. Коммерческий ремонт и сервис транспортных средств

    Организация и планирование работ, взаимодействие с надзорными и копулирующими органами, исполнение заказов, лицензирование

    + технологическое

    обеспечение

    +

    9. Торгово-закупочная и посредническая деятельность

    Участие в совместной деятельностис грузоотправителями и грузополучателями

    -

    -

    -

    10 Аренда излишков транспортных средств и объектов инфраструктуры

    Организация исполнения обязанностей арендодателя

    -

    -

    +

    11. Руководство и координация работ представительств, филиалов и дочерних структур

    Анализ технико-экономической эффективности деятельности, бизнес-планирование

    +

    По повышению квалификации персонала:

    необходимость и оценочная стоимость переподготовки персонала управления;

    предпочтительная система профессионального отбора водителей, ремонтников и инженерно-технических работников;

    рекомендации но привлечению внешних консультантов и(или) независимых экспертов по проблемам, не входящим в сферу деятельности штатных сотрудников предприятия.

    В первой части раздела «Услуги» должна быть представлена номенклатура предполагаемых автоперевозок по направлениям и маршрутам движения, видам грузов и их массогабаритным характеристикам, сезонности перевозок, тарифам (желательно со скидками, в зависимости от коэффициента загрузки по кругорейсу и общего объема (партионности) перевозок). Здесь же должны быть указаны возможности и гарантии предприятия по обеспечению нормативных сроков доставки грузов, фрахтованию иностранного подвижного состава и т. п.

    Во второй части этого раздела описываются другие услуги, выполняемые предприятием с тем же профессионализмом, как и международные перевозки.

    Для предприятий с развитой производственной инфраструктурой это, как правило:

    - экспедиторские услуги, в том числе в интермодальных перевозках;

    - техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

    - коммунальный и торговый сервис (от общественного питания до торговли горючесмазочными материалами и запасными частями);

    - сдача в аренду излишков транспортных средств, производственных и офисных помещений, транспортных стояночных площадок.

    Здесь также следует профессионально (не рекламно) описать характер каждой услуги, отразить ее конкурентоспособность по тарифам (ценам) и потребительским свойствам.

    Изучение и анализ рынка является основой плана маркетинга и оказывает непосредственное влияние на разработку стратегии организации производства и финансовый план.

    Сложившийся рынок транспортных услуг опытный перевозчик представляет себе достаточно ясно. Профессионал, регулярно знакомящийся с аналитическими обзорами АСМАП и конъюнктурных институтов, может самостоятельно устанавливать динамику спроса и предложения за ряд прошедших лет.

    Можно рекомендовать привлечь к разработке этого раздела специалистов Ассоциации исследователей -прогнозистов «Прогнозы и циклы», учрежденной Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Институтом экономики РАН и рядом ведущих ученых в области междисциплинарных исследований цикличности развития и прогнозирования).

    В результате анализа должны быть выявлены емкость рынка по маршрутам и направлениям, его насыщенность (соотношение провозных возможностей и спроса на перевозки), тенденции платежеспособного спроса на перевозки и сопутствующие услуги. Затем рынок сегментируется, для чего выявляются и группируются известные и потенциальные потребители услуг (клиенты и группы клиентов) по признакам: маршрут перевозки, номенклатура грузов, сроки доставки. На основании этих данных, путем сопоставления их с дан­ными раздела «Услуги», определяются:

    - наиболее перспективные потребители;

    - уровень доходности предприятия при обслуживании этих потребителей;

    - конкурентоспособность предприятия.

    Оценка конкурентоспособности выявляется по абсолютному объему и номенклатуре услуг; удельному весу предприятия в общем объеме перевозок по региону в данном сегменте рынка; наличию и причинам неудовлетворенного спроса. Здесь же важно провести анализ имиджа клиентуры и конкурентов, особенно в глазах таможенных и надзорных органов; квалификации водителей и менеджеров; условий пользования услугами известных экспедиторских фирм.

    По определению Института стратегического анализа и развития предпринимательства, маркетинг есть вся хозяйственная деятельность предприятия, направленная на производство продукции, пользующейся спросом, или же на приведение всех ресурсов предприятия в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.

    В рамках бизнес-плана, однако, маркетинг понимается в узком смысле — как система конкретных организационно-технических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия в зани­маемых сегментах рынка.

    Эта система включает в себя такие группы мероприятий, как:

    1. Расширение сегмента рынка перевозок, т.е. увеличение объема перевозок за счет активизации маркетинговой политики.

    При этом предприятие в зависимости от состояния рынка в условиях конкуренции с другими перевозчиками изыскивает (реализуя в соответствующих мероприятиях) возможности:

    - увеличения спроса на свои услуги за счет применения более современного подвижного состава (например, расширения типажа полуприцепов и тягачей, представления рефрижераторов и автопоездов, оборудованных для перевозки рефрижератор­ных контейнеров, применения низкорамников и полуприцепов повышенной (свыше 90 куб. м) вместимости);

    - использования агентских соглашений с известными экспедиторскими фирмами;

    - рекламы новых услуг;

    - отвлечения на себя клиентуры конкурирующих предприятий за счет активизации деятельности на их рынке;

    - заключения непосредственно с потенциальными грузоотправителями и грузополучателями генеральных договоров перевозок.

    Выход на новые рынки (освоение новых сегментов рынка) путем организации филиалов и представительств в местах формирования грузопотоков (портов, узловых железнодорожных станциях, крупных предприятиях-экспедиторов).

    Внедрение новых и улучшение потребительских характеристик уже оказываемых транспортных услуг.

    Снижение цен на перевозки за счет включения в тарифные ставки дополнительных транспортно-складских, в том числе погрузочно-разгрузочных, услуг.

    Особое внимание следует обратить на группу мероприятий, направленных на улучшение качества транспортных услуг. Стратегия в области качества услуг определяется:

    - обеспечением доступности услуг, оказываемых предприятием и его контрагентами;

    - оказанием дополнительных услуг, в том числе, по возможности бесплатных информационных;

    - предоставлением клиенту партионных скидок на цену перевозки;

    - предоставлением постоянным клиентам льготных условий оплаты услуг.

    В разделе «Стратегия организации производства» на основании информации, содержащейся в разделах «Характеристика предприятия» и «Производственная инфраструктура», определяются мероприятия по поддержанию и развитию производственно-технической базы, обеспечивающей эффективное выполнение намечаемых объемов работ и услуг. Примером такого рода мероприятий является программа проектных и строительных работ одного из автопредприятий Санкт-Петербурга, связанная с прокладкой инженерных сетей на его терри­тории (середина 90-х годов), представленная в табл. 2.

    Табл. 2. Программа проектных и строительных работ но площадке предприятия

    Наименование работ

    Срок испол­нения

    Исполнитель

    Стоимость

    млн руб

    Приме­чание

    Проектные работы

    Разработка проекта ГВС объектов пло­щадки; проект, док-ция разводки сетей водоснабжения (холодной и горячей во­ды) внутри помещений

    февраль-март

    ТОО ИПФ «Базис»

    20

    Выпол­нено

    Капитальное строительство:

    Окончание СМР по отоплению объек­тов площадки (по проекту АО «Балт-проект»)

    январь-март

    МП «ПО

    Проектстрой-

    монтаж»

    27

    Окончание работ по строительству во­допровода и сдача его в эксплуатацию; подсоединение водопроводов к районно­му коллектору

    январь

    ТОО

    « Нордстрой »

    13

    Бартер, выпол­нено

    Монтаж здания водомерного узла учета водопотребления

    февраль-март

    МП «ПО

    Проектстрой-

    монтаж»

    10

    Бартер, выпол­нено

    Оборудование узла учета водопотребле­ния и сдача в эксплуатацию

    февраль-март

    ТОО «Аква-полис», ГП «Водоканал»

    9

    Выпол­нено, в т. ч.

    Присоединение к водопроводу АБК-1, материального склада; внутренняя раз­водка сетей

    март

    То же

    35

    Выпол­нено

    Гидравлические испытания, дезинфек­ция, промывка водопров., исслед. проб воды, сдача в эксплуатацию ГЦ «Водо­канал»

    май

    То же

    10

    Строительство очистных по стокам мой­ки транспорта

    февраль-май

    50

    В т.ч. бартер,

    27

    Строительство сетей горячего водоснаб жения с разводкой

    июнь-сентябрь

    Уточняется

    60

    В т.ч. бартер, 10

    Работы по благоустройству территории

    май-июнь

    АО «Спец-дорстрой»

    253

    111

    Ремонтные работы

    февраль-июнь

    АО «Остров»

    23

    Бартер

    ИТОГО:

    Г.О

    223

    В этом же разделе «Стратегия организации производства» отдельно дается программа обновления (реструктуризации, увеличения численности) транспортных средств со сроками исполнения, потребностью в средствах и ответственными лицами за реализацию договоров купли-продажи, лизинга и др.

    Заключительный раздел бизнес-плана — «Финансовый план» состоит в прогнозировании объемов производства (работ, услуг), расчете затрат на их реализацию, определении прибыли, остающейся в распоряжении источников на финансирование развития, направле­ние части их на потребление и накопление.

    Поскольку назначение бизнес-плана существенно отличается от плана производственно-хозяйственной деятельности, а сам он практически постоянно под влиянием изменения рыночных условий будет корректироваться и, возможно, существенно перерабатываться, классическую схему и методы расчета финансового плана предприятия в этом случае применять нецелесообразно.

    Прогнозирование объемов производства производится поквартально и суммарно на планируемый период. Объемы реализации от авто­перевозок оцениваются как сумма объемов реализации по каждой группе автопоездов на различных маршрутах тех рекомендаций по расчету тарифов и цен, которые были приведены выше. Оценка доходов по другим видам деятельности производится исходя из планируемых объемов и ставок на выполняемые работы и услуги с учетом прогноза изменения как спроса на них, так и средних по региону цен. Если прогнозируется доход от нового для предприятия вида деятельности, целесообразно принимать в расчет заниженные в разумных пределах ставки и тарифы.

    В расчете затрат на реализацию работ (услуг) следует иметь в виду, что в расчетах себестоимости перевозок, в затраты на автоперевозки вошли все заводские накладные расходы. Поэтому для других видов деятельности нужно учесть лишь прямые затраты и, в качестве цеховых расходов, в основном, контрагентские работы и услуги, хотя в ряде видов деятельности как цеховые учитываются затраты на содержание управленческого аппарата именно по этому виду деятельности.

    Так, например, в состав затрат на коммерческий авторемонт (сервис) транспортных средств сторонних организаций в качестве прямых затрат войдут: зарплата ремонтных рабочих с начислениями (через трудоемкость), материалы, в т.ч. расходные, на проведение ремонта, контрагентские поставки (комплектующие, запасные части), часть зарплаты мастера ремзоны (либо менеджера, ответственного за коммерческий ремонт); в состав затрат на экспедирование войдет заработная плата экспедиторов, другие прямые расходы по исполнению договоров транспортной экспедиции, не предусмотренные к погашению клиентом по условиям договора( В принципе, реализацией по договору транспортной экспедиции является только экспедиторское вознаграждение.).

    На основании расчетных данных о доходах и затратах по всем видам деятельности предприятия рассчитывается в обычном порядке прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

    Практика последних лет показывает, что между теоретическим сроком получения прибыли (по отгрузке) и фактическим поступлением ее на счет предприятия образуется лаг, в лучшем случае в 1,5-2 месяца. Это обстоятельство необходимо учесть при определении объемов и источников финансирования мероприятий бизнес-плана, форма пред­ставления которого показана в табл. 3.

    предприятия

    Источник финансирования

    Объемы финансировании

    по кварталам

    и в целом по

    планируемому периоду

    Примечание

    1. Собственные средства, всего:

    1.1. Нераспределенная прибыль прошлых лет

    1-2. Прибыль планируемого пе­риода, остающаяся в распоря­жении предприятия

    Поквартально распределяется с учетом предполагаемого фактического зачисления на счет предприятия

    1.3. Средства уставного капита­ла, объем которых превышает резервный фонд

    Резервный фонд — в соот­ветствии с уставом предприятия

    1.4. Амортизация

    Используется по мере на­числения

    1.5. Доходы от продажи собст­венных основных средств

    В основном текущая продажа морально устаревшей техники с целью реструктуризации парка и диверси­фикации производства

    1.5. Доходы от продажи собст­венных основных средств

    В основном текущая продажа морально устаревшей техники с целью реструкту­ризации парка и диверси­фикации производства

    2. Инвестиции, всего:

    2.1. По договорам о совместной деятельности

    2.2. За счет эмиссии ценных бумаг

    В соответствии с решени­ем собрания акционеров об эмиссии (выпуска облигаций или увеличении уставного капитала)

    3. Заемные средства

    Учитываются раздельно ва­лютные и рублевые

    Далее, используя информацию раздела «Стратегия организации производства» (в форме табл. 2) и данные табл. 3 разрабаты­вается сводный график финансирования мероприятий, представленной в табл.4

    Табл. 4. Форма сводного графика финансирования мероприятий бизнес-плана

    Наименование мероприятия

    Содержание работ

    Потребность в ресурсах (помесячно, поквартально) на планируемый период

    Источник и объем финансирования

    Примечания

    В столбце 4 табл. 4 по каждому мероприятию может быть указано несколько источников финансирования; в этом случае по каждому источнику финансирования указывается его объем с тем, что сумма потребности в ресурсах на выполнение мероприятия была бы равна сумме объемов финансирования из всех источников. В примечании указывается лицо, ответственное за координацию работ по выполнению мероприятия, а также особые требования и условия, связанные с его реализацией.

    К сводному графику в виде приложений оформляются самостоя­ельные бизнес-проекты но мероприятиям, для которых источниками финансирования являются хотя бы частично инвестиции или заемные средства. Они представляют собой детальные технико-экономические обоснования, подтверждающие высокую вероятность даже в экстремальных условиях своевременного погашения кредита и (или) выполнения условий инвестирования.

    Из книги: А.Гинзбург:.Международные автомобильные перевозки грузов 1999

    © 2007 Invest-in-Ru      

    Каталог Ресурсов Интернет Rambler's Top100 --- каталог autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов silver.kiev.ua rate your site Gougle.Ru Рейтинг
    Hosted by uCoz