Независимо от организационно-правовой формы и масштабов предприятия,
характера и номенклатуры производимой им продукции (работ, услуг),
важнейшим инструментом планирования, управления и анализа его
хозяйственной деятельности в рыночных условиях является бизнес-план.
Бизнес-план предприятия может служить основой для формирования
предложений при переговорах с потенциальными партнерами, инвесторами,
кредитными учреждениями и лизинговыми компаниями. Основное назначение
бизнес-плана — использование высшим менеджментом, руководителями
самостоятельных хозяйственных подразделений (филиалов автопредприятий,
сервисных подразделений, работающих на внешний рынок и т. п.), в некоторых
частностях — средним звеном управления, — для анализа и оценки общей
эффективности деятельности предприятия, хода и результатов
совершенствования его организационной структуры, реструктуризации парка
транспортных средств, диверсификации производства и т. п.
В теории бизнес-план должен выражать перспективное планирование как
процесс, с помощью которого система (предприятие) приспосабливает свои
ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Поэтому базой
бизнес-плана является маркетинговое обоснование, пронизывающее практически
все разделы плана и полностью формирующие такие из них, как анализ
рыночной ситуации, стратегия развития предприятия на рынке транспортных
услуг, стратегия организации производства.
АСМАП рекомендует предусматривать в бизнес-плане разработку следующих
основных разделов:
- введение (аннотация, резюме);
- характеристика отрасли, компании и ее бизнеса;
- организационная структура и персонал предприятия;
- услуги;
- изучение и анализ рынка;
- план маркетинга (стратегия работы предприятия на рынке транспортных и
других услуг);
- стратегия организации производства;
- финансовый план.
Во введении излагается цель разработки бизнес-плана, концепция
бизнеса на планируемый период, технико-экономические результаты,
которые предполагается получить в ходе реализации плана. Поскольку
содержание этого раздела носит обобщающий характер, его следует тщательно
выверить после формирования плана в целом.
При разработке плана следует учесть, что разным пользователям необходим
и достаточен разный информативный и доказательный уровень его основных
разделов. Поэтому полный комплект плана целесообразно оформлять в виде
небольшого по объему отчета (брошюры) с отдельными приложениями,
значительная часть которых имеет в той пли иной степени конфиденциальный
характер.
При разработке раздела «Характеристика отрасти...» используют открытые
информационные материалы АСМАП, региональных союзов перевозчиков и
экспедиторов, органов государственной статистики, таможни, ГИБДД,
транспортной инспекции. Этого вполне достаточно квалифицированному
специалисту-работнику предприятия, чтобы без привлечения сторонних
консультантов проанализировать перечень и объемы транспортных услуг,
оказываемых российскими и иностранными автопредприятиями в целом по
стране, а также по региону дислокации предприятия, выявить структуру парка
подвижного состава, дать краткую характеристику двум-трем наиболее крупным
предприятиям региона.
В характеристике собственного предприятия АСМАП рекомендует указать его
организационно-правовую форму, учредителей и крупнейших акционеров,
охарактеризовать уставный капитал и чистые активы, представить основные
направления уставной деятельности, дать перечень лицензий по видам
транспортной и другой деятельности, имеющихся и используемых предприятием,
охарактеризовать качественно и количественно подвижной состав, как
собственный, так и арендуемый. При подготовке этого раздела бизнес-плана
мы рекомендуем сформировать подвижной состав по группам. В заключительной
части раздела желательно привести результаты хозяйственной
деятельности предприятия в целом и по основным направлениям
деятельности (объемы производства, рентабельность, дебиторская и
кредиторская задолженность, незавершенное производство с объяснением
причин их образования и т. п.).
Для инвестора, особенно возможного партнера по бизнесу, на стадии
конкретных переговоров важно выявить не только достоинства, но и
недостатки предприятия, а также его технические резервы. В этой связи
представляется необходимым предусматривать в тексте бизнес-плана или
приложениях к нему самостоятельный раздел «Производственная
инфраструктура предприятия ( В данном случае структура управления и
персонал не включаются в производственную инфраструктуру.)».
В этом разделе подробно описываются местоположение предприятия; даются
характеристика подъездов к его территории и удаленности ее от основных
магистралей, портовых, железнодорожных и других терминалов,
топографические планы территории, характеристики объемов и площадей
промышленных и офисных зданий и сооружений, инженерных сетей,
технологического оборудования. На основании действующих нормативов и опыта
организации технической эксплуатации автотранспорта определяются резервы
производственных площадей и оборудования при переходе на многосменную
работу, вскрываются недостатки предприятия в части организации маршрутной
технологии технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Поэтому разработку оптимальной структуры управления (оргтехпроект
предприятия) целесообразно в ряде случаев (особенно для предприятий,
располагающих парком от 50 и более линейных автопоездов и развитой
производственной инфраструктурой) поручить специализированной
(лицензированной) организации, с тем обязательным условием, чтобы в числе
разработчиков проекта были представлены менеджеры предприятия.
Оргтехпроект формируется под функции предприятия, но также и под группу
высшего менеджмента («команду»), способную решать крупные и разнообразные
задачи. Поэтому желательно на стадии предпроектной подготовки построить
матричную схему «функция — руководитель» (табл. 1).
На основе этой таблицы желательно разработать и реализовать
оргтехпроект, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
По структуре предприятия:
-
уровень (фирма, служба, отдел, группа), функции подразделений и
структурная схема управления:
-
подчиненность подразделений, методы и алгоритмы их взаимодействия;
-
права и обязанности высшего менеджмента, отраженные в срочных
трудовых контрактах;
-
типовые должностные инструкции руководителей подразделений и
инженерно-технического персонала;
-
варианты системы заработной платы в зависимости от насыщенности рынка
(для персонала, обеспечивающего коммерческую эксплуатацию перевозок и
другие виды доходов предприятия) и уровня технической эксплуатации
подвижного состава и производственной инфраструктуры.
деятельности и содержание работ автопредприятия
Руководитель (куратор) вида деятельности
Вид деятельности |
Содержание работ |
исполнительный директор |
технический директор |
директор по экономике и финансам
|
1. Бизнес-планирование |
Маркетинг, реклама, цеповая политика, нормативы, взаимодействие с
международными и российскими профессиональными организациями,
союзами, ассоциациями. Инвестиционные проекты, проекты
кредитования |
|
|
+ |
2. Текущее планирование и контроль расходов |
Анализ хозяйственной деятельности, подекадное и ежедневное
планирование и анализ движения финансовых средств, контроль оплаты
налогов и обязательных платежей |
|
|
+ |
3. Бухгалтерский учет |
В соответствии с действующим законодательством |
- |
- |
+ |
4. Коммерческая эксплуатация автотранспорта |
Прием заявок на перевозки и обеспечение
их исполнения. Диспетчеризация движения,
организация снабжения водителей документами,
расходными материалами, денежными
средствами; взаимодействие
с грузоотправителями, грузополучателями
и таможенными органами |
+ |
|
|
5. Техническая эксплуатация автотранспорта |
Лицензирование видов деятельности транспортных средств,
взаимодействие с ГИБДД и транспортной инспекцией, организация и
контроль технического использования, технического обслуживания и
ремонта транспортных средств |
|
+ |
|
6. Содержание производственной инфраструктуры
предприятия |
Лицензирование видов деятельности (эксплуатация инженерных сетей
и сооружений, газового хозяйства, грузоподъемных устройств и т.д.),
техническая эксплуатация зданий. сооружений, инженерных сетей,
технологического оборудования, обучение и сертификация специалистов,
взаимодействие с надзорными органами |
|
+ |
|
7. Транспортно-зкспедиционное обслуживание |
Организация мультимодальных перевозок, прием заявок и обеспечение
их исполнения, взаиморасчеты с заказчиками и контрагентами |
+ |
- |
- |
8. Коммерческий ремонт и сервис транспортных средств |
Организация и планирование работ, взаимодействие с надзорными и
копулирующими органами, исполнение заказов, лицензирование |
|
+ технологическое
обеспечение |
+ |
9. Торгово-закупочная и посредническая деятельность |
Участие в совместной деятельностис грузоотправителями и
грузополучателями |
- |
- |
- |
10 Аренда излишков транспортных средств и объектов
инфраструктуры |
Организация исполнения обязанностей арендодателя |
- |
- |
+ |
11. Руководство и координация работ представительств, филиалов и
дочерних структур |
Анализ технико-экономической эффективности деятельности,
бизнес-планирование |
|
|
+ |
По повышению квалификации персонала:
необходимость и оценочная стоимость переподготовки персонала
управления;
предпочтительная система профессионального отбора водителей,
ремонтников и инженерно-технических работников;
рекомендации но привлечению внешних консультантов и(или) независимых
экспертов по проблемам, не входящим в сферу деятельности штатных
сотрудников предприятия.
В первой части раздела «Услуги» должна быть представлена номенклатура
предполагаемых автоперевозок по направлениям и маршрутам движения, видам
грузов и их массогабаритным характеристикам, сезонности перевозок, тарифам
(желательно со скидками, в зависимости от коэффициента загрузки по
кругорейсу и общего объема (партионности) перевозок). Здесь же должны быть
указаны возможности и гарантии предприятия по обеспечению нормативных
сроков доставки грузов, фрахтованию иностранного подвижного состава и т.
п.
Во второй части этого раздела описываются другие услуги, выполняемые
предприятием с тем же профессионализмом, как и международные
перевозки.
Для предприятий с развитой производственной инфраструктурой это, как
правило:
- экспедиторские услуги, в том числе в интермодальных перевозках;
- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
- коммунальный и торговый сервис (от общественного питания до торговли
горючесмазочными материалами и запасными частями);
- сдача в аренду излишков транспортных средств, производственных и
офисных помещений, транспортных стояночных площадок.
Здесь также следует профессионально (не рекламно) описать характер
каждой услуги, отразить ее конкурентоспособность по тарифам (ценам) и
потребительским свойствам.
Изучение и анализ рынка является основой плана маркетинга и оказывает
непосредственное влияние на разработку стратегии организации производства
и финансовый план.
Сложившийся рынок транспортных услуг опытный перевозчик представляет
себе достаточно ясно. Профессионал, регулярно знакомящийся с
аналитическими обзорами АСМАП и конъюнктурных институтов, может
самостоятельно устанавливать динамику спроса и предложения за ряд
прошедших лет.
Можно рекомендовать привлечь к разработке этого раздела специалистов
Ассоциации исследователей -прогнозистов «Прогнозы и циклы», учрежденной
Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Институтом экономики
РАН и рядом ведущих ученых в области междисциплинарных исследований
цикличности развития и прогнозирования).
В результате анализа должны быть выявлены емкость рынка по маршрутам и
направлениям, его насыщенность (соотношение провозных возможностей и
спроса на перевозки), тенденции платежеспособного спроса на перевозки и
сопутствующие услуги. Затем рынок сегментируется, для чего выявляются и
группируются известные и потенциальные потребители услуг (клиенты и группы
клиентов) по признакам: маршрут перевозки, номенклатура грузов, сроки
доставки. На основании этих данных, путем сопоставления их с данными
раздела «Услуги», определяются:
- наиболее перспективные потребители;
- уровень доходности предприятия при обслуживании этих потребителей;
- конкурентоспособность предприятия.
Оценка конкурентоспособности выявляется по абсолютному объему и
номенклатуре услуг; удельному весу предприятия в общем объеме перевозок по
региону в данном сегменте рынка; наличию и причинам неудовлетворенного
спроса. Здесь же важно провести анализ имиджа клиентуры и конкурентов,
особенно в глазах таможенных и надзорных органов; квалификации водителей и
менеджеров; условий пользования услугами известных экспедиторских
фирм.
По определению Института стратегического анализа и развития
предпринимательства, маркетинг есть вся хозяйственная деятельность
предприятия, направленная на производство продукции, пользующейся спросом,
или же на приведение всех ресурсов предприятия в соответствие с
требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.
В рамках бизнес-плана, однако, маркетинг понимается в узком смысле —
как система конкретных организационно-технических мероприятий, позволяющих
улучшить положение предприятия в занимаемых сегментах рынка.
Эта система включает в себя такие группы мероприятий, как:
1. Расширение сегмента рынка перевозок, т.е. увеличение объема
перевозок за счет активизации маркетинговой политики.
При этом предприятие в зависимости от состояния рынка в условиях
конкуренции с другими перевозчиками изыскивает (реализуя в соответствующих
мероприятиях) возможности:
- увеличения спроса на свои услуги за счет применения более современного
подвижного состава (например, расширения типажа полуприцепов и тягачей,
представления рефрижераторов и автопоездов, оборудованных для перевозки
рефрижераторных контейнеров, применения низкорамников и полуприцепов
повышенной (свыше 90 куб. м) вместимости);
- использования агентских соглашений с известными экспедиторскими
фирмами;
- рекламы новых услуг;
- отвлечения на себя клиентуры конкурирующих предприятий за счет
активизации деятельности на их рынке;
- заключения непосредственно с потенциальными грузоотправителями и
грузополучателями генеральных договоров перевозок.
Выход на новые рынки (освоение новых сегментов рынка) путем организации
филиалов и представительств в местах формирования грузопотоков (портов,
узловых железнодорожных станциях, крупных предприятиях-экспедиторов).
Внедрение новых и улучшение потребительских характеристик уже
оказываемых транспортных услуг.
Снижение цен на перевозки за счет включения в тарифные ставки
дополнительных транспортно-складских, в том числе погрузочно-разгрузочных,
услуг.
Особое внимание следует обратить на группу мероприятий, направленных на
улучшение качества транспортных услуг. Стратегия в области качества услуг
определяется:
- обеспечением доступности услуг, оказываемых предприятием и его
контрагентами;
- оказанием дополнительных услуг, в том числе, по возможности бесплатных
информационных;
- предоставлением клиенту партионных скидок на цену перевозки;
- предоставлением постоянным клиентам льготных условий оплаты услуг.
В разделе «Стратегия организации производства» на основании информации,
содержащейся в разделах «Характеристика предприятия» и «Производственная
инфраструктура», определяются мероприятия по поддержанию и развитию
производственно-технической базы, обеспечивающей эффективное выполнение
намечаемых объемов работ и услуг. Примером такого рода мероприятий
является программа проектных и строительных работ одного из
автопредприятий Санкт-Петербурга, связанная с прокладкой инженерных сетей
на его территории (середина 90-х годов), представленная в табл.
2.
Табл. 2. Программа проектных и строительных работ но площадке
предприятия
Наименование работ |
Срок исполнения |
Исполнитель |
Стоимость
млн руб |
Примечание |
Проектные работы |
Разработка проекта ГВС объектов площадки; проект, док-ция
разводки сетей водоснабжения (холодной и горячей воды) внутри
помещений |
февраль-март |
ТОО ИПФ «Базис» |
20 |
Выполнено |
Капитальное строительство: |
Окончание СМР по отоплению объектов площадки (по проекту АО
«Балт-проект») |
январь-март |
МП «ПО
Проектстрой-
монтаж» |
27 |
|
Окончание работ по строительству водопровода и сдача его в
эксплуатацию; подсоединение водопроводов к районному
коллектору |
январь |
ТОО
« Нордстрой » |
13 |
Бартер, выполнено |
Монтаж здания водомерного узла учета водопотребления |
февраль-март |
МП «ПО
Проектстрой-
монтаж» |
10 |
Бартер, выполнено |
Оборудование узла учета водопотребления и сдача в
эксплуатацию |
февраль-март |
ТОО «Аква-полис», ГП «Водоканал» |
9 |
Выполнено, в т. ч. |
Присоединение к водопроводу АБК-1, материального склада;
внутренняя разводка сетей |
март |
То же |
35 |
Выполнено |
Гидравлические испытания, дезинфекция, промывка водопров.,
исслед. проб воды, сдача в эксплуатацию ГЦ «Водоканал» |
май |
То же |
10 |
|
Строительство очистных по стокам мойки транспорта |
февраль-май |
|
50 |
В т.ч. бартер,
27 |
Строительство сетей горячего водоснаб жения с разводкой |
июнь-сентябрь |
Уточняется |
60 |
В т.ч. бартер, 10 |
Работы по благоустройству территории |
май-июнь |
АО «Спец-дорстрой» |
253 |
111 |
Ремонтные работы |
февраль-июнь |
АО «Остров» |
23 |
Бартер |
ИТОГО: |
Г.О |
223 |
В этом же разделе «Стратегия организации производства» отдельно дается
программа обновления (реструктуризации, увеличения численности)
транспортных средств со сроками исполнения, потребностью в средствах и
ответственными лицами за реализацию договоров купли-продажи, лизинга и
др.
Заключительный раздел бизнес-плана — «Финансовый план» состоит в
прогнозировании объемов производства (работ, услуг), расчете затрат на их
реализацию, определении прибыли, остающейся в распоряжении источников на
финансирование развития, направление части их на потребление и
накопление.
Поскольку назначение бизнес-плана существенно отличается от плана
производственно-хозяйственной деятельности, а сам он практически постоянно
под влиянием изменения рыночных условий будет корректироваться и,
возможно, существенно перерабатываться, классическую схему и методы
расчета финансового плана предприятия в этом случае применять
нецелесообразно.
Прогнозирование объемов производства производится поквартально и
суммарно на планируемый период. Объемы реализации от автоперевозок
оцениваются как сумма объемов реализации по каждой группе автопоездов на
различных маршрутах тех рекомендаций по расчету тарифов и цен, которые
были приведены выше. Оценка доходов по другим видам деятельности
производится исходя из планируемых объемов и ставок на выполняемые работы
и услуги с учетом прогноза изменения как спроса на них, так и средних по
региону цен. Если прогнозируется доход от нового для предприятия вида
деятельности, целесообразно принимать в расчет заниженные в разумных
пределах ставки и тарифы.
В расчете затрат на реализацию работ (услуг) следует иметь в виду, что
в расчетах себестоимости перевозок, в затраты на автоперевозки вошли все
заводские накладные расходы. Поэтому для других видов деятельности нужно
учесть лишь прямые затраты и, в качестве цеховых расходов, в основном,
контрагентские работы и услуги, хотя в ряде видов деятельности как цеховые
учитываются затраты на содержание управленческого аппарата именно по этому
виду деятельности.
Так, например, в состав затрат на коммерческий авторемонт (сервис)
транспортных средств сторонних организаций в качестве прямых затрат
войдут: зарплата ремонтных рабочих с начислениями (через трудоемкость),
материалы, в т.ч. расходные, на проведение ремонта, контрагентские
поставки (комплектующие, запасные части), часть зарплаты мастера ремзоны
(либо менеджера, ответственного за коммерческий ремонт); в состав затрат
на экспедирование войдет заработная плата экспедиторов, другие прямые
расходы по исполнению договоров транспортной экспедиции, не
предусмотренные к погашению клиентом по условиям договора( В принципе,
реализацией по договору транспортной экспедиции является только
экспедиторское вознаграждение.).
На основании расчетных данных о доходах и затратах по всем видам
деятельности предприятия рассчитывается в обычном порядке прибыль,
остающаяся в распоряжении предприятия.
Практика последних лет показывает, что между теоретическим сроком
получения прибыли (по отгрузке) и фактическим поступлением ее на счет
предприятия образуется лаг, в лучшем случае в 1,5-2 месяца. Это
обстоятельство необходимо учесть при определении объемов и источников
финансирования мероприятий бизнес-плана, форма представления которого
показана в табл. 3.
предприятия
Источник финансирования |
Объемы финансировании
по кварталам
и в целом по
планируемому периоду |
Примечание |
1. Собственные средства, всего: |
|
|
1.1. Нераспределенная прибыль прошлых лет |
|
|
1-2. Прибыль планируемого периода, остающаяся в
распоряжении предприятия |
|
Поквартально распределяется с учетом предполагаемого фактического
зачисления на счет предприятия |
1.3. Средства уставного капитала, объем которых превышает
резервный фонд |
|
Резервный фонд — в соответствии с уставом
предприятия |
1.4. Амортизация |
|
Используется по мере начисления |
1.5. Доходы от продажи собственных основных средств |
|
В основном текущая продажа морально устаревшей техники с целью
реструктуризации парка и диверсификации производства |
1.5. Доходы от продажи собственных основных средств |
|
В основном текущая продажа морально устаревшей техники с целью
реструктуризации парка и диверсификации
производства |
2. Инвестиции, всего: |
|
|
2.1. По договорам о совместной деятельности |
|
|
2.2. За счет эмиссии ценных бумаг |
|
В соответствии с решением собрания акционеров об эмиссии
(выпуска облигаций или увеличении уставного капитала) |
3. Заемные средства |
|
Учитываются раздельно валютные и
рублевые |
Далее, используя информацию раздела «Стратегия организации
производства» (в форме табл. 2) и данные табл. 3 разрабатывается
сводный график финансирования мероприятий, представленной в табл.4
Табл. 4. Форма сводного графика финансирования мероприятий
бизнес-плана
Наименование мероприятия |
Содержание работ |
Потребность в ресурсах (помесячно, поквартально) на планируемый
период
|
Источник и объем финансирования |
Примечания |
|
|
|
|
|
В столбце 4 табл. 4 по каждому мероприятию может быть указано несколько
источников финансирования; в этом случае по каждому источнику
финансирования указывается его объем с тем, что сумма потребности в
ресурсах на выполнение мероприятия была бы равна сумме объемов
финансирования из всех источников. В примечании указывается лицо,
ответственное за координацию работ по выполнению мероприятия, а также
особые требования и условия, связанные с его реализацией.
К сводному графику в виде приложений оформляются самостояельные
бизнес-проекты но мероприятиям, для которых источниками финансирования
являются хотя бы частично инвестиции или заемные средства. Они
представляют собой детальные технико-экономические обоснования,
подтверждающие высокую вероятность даже в экстремальных условиях
своевременного погашения кредита и (или) выполнения условий
инвестирования.
Из книги: А.Гинзбург:.Международные
автомобильные перевозки грузов 1999