Данное методическое пособие разработано в рамках проекта
Тасис Европейским Союзом для Новых Независимых Государств
Как вы планируете довести свою продукцию до потенциальных
покупателей?
В предыдущем разделе бизнес-плана описываются характеристики рынка,
маркетинговая стратегия, приведенная в данном разделе, обрисовывает
специфические маркетинговые действия, которые предприниматель планирует
осуществить для достижения своих целей.
Маркетинговая стратегия состоит из четырех основных компонентов:
продукция-микс
· "продукция" означает "физическую продукцию плюс". Этот "плюс" поможет
вам создать свой имидж и сделать его отличным от имиджа ваших
конкурентов.
место/распределение-микс
· каналы распределения имеют значительное влияние на стратегию выбора
продукции, продвижение ее на рынок и ценообразование.
продвижение-микс
· продвижение на рынок имеет решающее значение в рыночной экономике.
Оно должно быть предметом постоянного внимания. Основными способами
продвижения на рынок являются личные продажи, реклама, продвижение на
рынок и связи с общественностью.
цена-микс
· является один из самых сложных компонентов, так как должны
учитываться многие факторы, такие, как цели бизнеса, внешние факторы
(конкуренты, потребители и т.д.) и внутренние факторы (производственные
расходы, узкие места и т.д.).
Контрольный список вопросов для анализа рынка
Продукция-микс
· Каковы специальные характеристики или уникальность
продукции?
· Какое требуется качество продукции по сегментам рынка, на которые
нацелен данный бизнес?
· Какое требуется количество продукции по сегментам рынка?
· Каков ассортимент продукции?
· Является ли она марочной или нет? Почему?
· Какой вид обслуживания предлагается вместе с продукцией?
· Каков тип упаковки? Почему?
· Каким должен быть срок хранения продукции?
· Какие предлагаются гарантии качества и/или срока хранения
продукции?
Место/распределение-микс
· Каковы каналы распределения продукции по рыночным сегментам, и через
какое количество точек розничной торговли оно осуществляется?
· Каковы средства транспортировки продукции?
· Используются ли собственные или другие средства транспортировки?
· Как перевозятся товары?
· Какие используются возможности для хранения продукции?
· Как используется система управления запасами продукции и сохранения
ее в хорошем состоянии?
· Как распространяется информация о продукции?
· Как связано обслуживание с выбором каналов распределения?
Продвижение-микс
Личные продажи
· Какое количество продавцов в штате?
· Специализированы ли продажи по географическому местоположению или
типу продукции?
· Практикуются ли комиссионные продажи?
· Какова частота визитов к покупателям?
· Насколько часто составляются отчеты о продажах?
· Как часто анализируются результаты продаж?
· Насколько часто проводятся встречи-продажи?
· Как отбирается и нанимается торговый персонал?
· Обучен ли персонал технике переговоров?
· Используется ли навязывание товара?
· Дайте статистику о продажах, если ее можно собрать.
Реклама
· Какой используется/предполагается использовать вид рекламы?
· Как определяется бюджет на рекламу?
· Как осуществляется выбор средств массовой информации (газета, радио
-местное, федеральное,..., - телевидение и т.д.)?
· Какие рекламные сообщения и какое внешнее оформление рекламы
используется?
· Какой составляется график рекламной кампании?
· Как измеряется эффект от рекламы?
· Как отбираются рекламные агенты?
Продвижение на рынок
· Осуществляются ли покупки подарков для установления деловых
отношений?
· Предлагаются ли специальные цены? В течение какого срока они
действуют?
· Организуются ли викторины, конкурсы и игры, способствующие
продвижению товара на рынок?
· Насколько посредник приспособлен к этим формам продвижения
товара на рынок?
· Существуют ли какие либо юридические требования для проведения
подобных мероприятий? Соблюдаются ли они?
Связи с общественностью
· Как поддерживаются контакты с прессой (пресс-релизы, конференции)?
· Организуются ли какие-либо информационные встречи, дни открытых
дверей, экскурсии и т.д.?
· Участвует ли кто-либо из членов правления в мероприятиях по связям с
общественностью?
· Существуют ли какие-либо контакты с местными органами власти или
другими правительственными организациями?
· Осуществляется ли публикация годовых отчетов финансовой
деятельности?
Цена-микс
· Каков уровень цен?
· Какова цена с учетом проведения маркетинговых мероприятий, упомянутых
ранее?
· Каков уровень цен в сравнении с конкурентами?
· Существуют ли уровни интервенции цен?
· Проводятся ли какие-либо специальные мероприятия, связанные с
ценообразованием?
· Предлагается ли специальная цена для посредника (розничная скидка или
фиксированная цена)?
· Существует ли какая-либо система скидок (например, по количеству или
сезонности покупок)?
· Используются ли бонусы, предоставляемые клиентам для достижения
определенного уровня годового оборота?
· Какова политика дифференциации цен?
· Каковы специальные условия оплаты?
· Какова конкуренция среди посредников?