Данное методическое пособие разработано в рамках проекта
Тасис Европейским Союзом для Новых Независимых Государств
Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления
основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных
типа рисков:
· технические риски
· финансовые риски.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
В данной брошюре невозможно перечислить все технические риски,
поскольку они часто связаны с типом продукции. Следующий перечень дан в
качестве примера:
· задержка в подготовке стройплощадки и выполнении графика
строительства
· задержка поставки оборудования и возведения предприятия
· поздний запуск производства в связи с использованием сезонных
сырьевых материалов и наличия непредвиденных остановок
· непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и
приемки комиссией
· отсутствие сырья
· низкое качество продукции
· несоблюдение государственных нормативов
· долговечность изделия: насколько быстро продукция становиться
устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок,
воздействие вашей продукции на потребителя
· новые внешние условия, влияющие на технологию производства.
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ: АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И
БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня
продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с
определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень
продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ
безубыточности.
Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос:
"Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?"
Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие
фиксированных затрат: Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене
продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая
прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка
безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль
становится равной постоянным затратам. На рисунке 2 дано
графическое изображение точки безубыточности.
Рисунок 2. Точка безубыточности
Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых
параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса.
Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы
повысить ожидаемую прибыльность, например, 25%-ое увеличение цены на сырье
или потребление электроэнергии, или 20%-ое уменьшение цены продажи или
объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком чувствительным к
некоторым изменениям параметров, руководство компании должно регулярно их
контролировать.