Инвестиции в экономику России.


Можете разместить свою рекламу

    Invest-in-Ru:: БИЗНЕС-ПЛАН
    Использование проектного подхода в бизнес-плане

    Составление бизнес-плана методологически близко к разработке проекта, как объекта, поэтому приводимый ниже материал может быть полезен и при подготовке бизнес-плана, в частности, раздела "инвестиционный (календарный) план". Основополагающим в методах управления проектами является понятие "проджект" – "проект". Слово "проджект" (с английского переводится как "проект") известно у нас давно и трактуется чаще всего в 2-х разных смыслах:

    - некий замысел (идея, задумка и т.д.);
    - изображение, представление или описание некоторого материального или нематериального объекта на бумаге (проектная документация) или с помощью других средств (как теперь говорят, носителей информации).

    В странах так называемого индустриального общества этот термин обозначает нечто иное, чем в отечественной практике. До настоящего времени нет четкого, строгого, универсального, однозначного определения понятия "проект". Разные источники дают различные трактовки этого понятия.

    Понятие "проект" нельзя понимать упрощенно, т.к. оно охватывает достаточно сложный комплекс представлений. Однако в ряде случаев достаточно бывает рассмотреть именно упрощенное определение понятия "проект", т.к. оно позволяет сразу охватить суть предмета, а в дальнейшем уточнить его содержание и детали для практического использования.

    В "Кодексе знаний об управлении проектами", разработанном в 1987 г. Институтом управления проектами (Project Management Institute, США), содержится следующее его определение: "Проект представляет собой некоторую задачу c определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения".

    Указанное определение сформулировано достаточно универсально и просто. Однако, помимо того, что из него невозможно уяснить содержательный смысл понятия "проект", оно имеет другие существенные недостатки:
    - в понятие "проект" не включены средства его реализации;
    - способ решения задачи обусловливается не только и не всегда результатами (целями) ее решения.

    Несколько преобразуя указанное определение с учетом сделанного замечания, можно дать следующую упрощенную трактовку понятия "проект": "Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты" (рис.1.1.).

    Бизнес-план и элементы проекта

    Рис.1.1. Основные элементы проекта

    В зависимости от сути и сложности замысла и эффективности его реализации результаты работы по выполнению проекта могут быть самыми различными и классифицироваться по-разному.

    Они могут быть:
    - конкретными (продукция, организация, здание и т.д.);
    - абстрактными (планы, знания, опыт, метод и т.д.).

    Они могут быть также разделены на:
    - текущие (технология, документация, подписанные контракты и т.д.);
    - абстрактными (планы, знания, опыт, метод и т.д.).

    Таким образом, общий результат процесса реализации замысла есть много большее, чем, например, просто продукт, который должен производиться по завершении проекта. Это есть система целей, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения проекта. Из этого следует, что любой проект сам есть система и часто достаточно сложная.

    Для тех, кто знаком с основами теории систем, понятным и естественным будет следующее определение проекта как системы: "Проект – это совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающая достижение поставленных целей". Это определение отличается краткостью и достаточной универсальностью, а главное – оно методически грамотно и достаточно полно, хотя содержательная сторона в нем практически отсутствует.

    Проект как система имеет ряд свойств, о которых целесообразно знать и помнить, так как это помогает правильно ориентироваться в методическом осмыслении работы над его реализацией:
    - проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
    - состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
    - проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

    Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно "проект" и "внешнюю среду" в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем:

    1. Проект не является жестким стабильным образованием. Ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять свое местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно.

    2. Ряд элементов проекта могут использоваться как в его составе, так и его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением какого-то другого проекта).

    Схематичное изображение проекта и его окружения приведено на рис.1.2.

    Проект и внешняя среда

    Рис.1.2. Проект и его внешняя среда

    Рядовому сотруднику, участвующему в реализации конкретного проекта, обычно совершенно безразлично, находится он или объект, с которым он работает, внутри или вне этого проекта. Для него более важно, какую конкретную работу он выполняет и какое вознаграждение за это получает. Другое дело – ответственные исполнители проекта и руководители организаций, участвующих в проекте. Для них четкое понимание этого вопроса – один из факторов, способствующих успешной деятельности по реализации проекта.

    В данном тексте предметом рассмотрения являются проекты, связанные с решением народнохозяйственных проблем, т.к. реализация именно таких проектов, в первую очередь, становится объектом изучения, анализа и приложения разрабатываемых методов. Кроме того, рассматриваемые здесь проекты предусматривают выполнение строительных и строймонтажных работ, т.к. они бывают необходимы в большом числе случаев реализации проектов и на их выполнение затрачиваются основные усилия и основные средства.

    В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: "Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или моделируемых для их реализации физических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению".

    В ряде отраслей, таких как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе "программ", что означает более сложную или объемную задачу, требующую больше времени для своего решения. При таком подходе термин "проект", как правило, связывается с относительно краткосрочными целями. Все сказанное выше показывает, что проект – это понятие комплексное, охватывающее различные научные дисциплины, отрасли техники и экономики, различные стороны общественной жизни и деятельности.

    Несколько более развернутое представление о проекте и его окружении дает рис.1.3.

    Проект и его окружение

    Также как и на рис.1.2, здесь между проектом и внешней средой показана переходная зона, через которую между ними осуществляется связь и перемещение элементов, тем или иным способом участвующих в работе по его реализации.
    Как и любая другая система, проект может анализироваться в двух аспектах: как структура и как процесс. Второй аспект взгляда на проект будет изложен ниже. Здесь же мы коротко рассмотрим проект как структуру.

    Основой структуры проекта являются его элементы. Примером разделения проекта на элементы может служить его изображение, данное на рис.1.3.

    Разбиение проекта на элементы может происходить по разным признакам, поэтому можно говорить о разных подходах к декомпозиции проекта. Декомпозиция может производиться с разной степенью детализации, в связи с чем возникает вопрос об уровнях деления проекта. Декомпозиция может производиться с разной степенью детализации, в связи с чем возникает вопрос об уровнях деления проекта.

    Одним из признаков деления проекта на элементы может быть характер этих элементов.

    Это могут быть основные элементы проекта, создаваемые в процессе его реализации:
    - проектная документация;
    - производственные объекты;
    - производственные помещения;
    - технологическое оборудование;
    - технология производства продукции;
    - производимый продукт и т.д.

    Это могут быть элементы, обеспечивающие выполнение работ по реализации проекта:
    - финансы;
    - кадры (персонал);
    - сырьевые ресурсы;
    - земельный участок;
    - контракт и т.д.

    Элементами проектами являются также процессы (деятельность):
    - маркетинг;
    - проектирование;
    - закупки;
    - поставки;
    - строительство;
    - монтаж оборудования;
    - сдача-приемка объектов проекта;
    - эксплуатация;
    - производство продукции;
    - продажа продукции и т.д.

    Элементами проекта являются организации – участники его выполнения, о которых будет сказано ниже.
    Перечисленные элементы являются типичными для многих проектов, хотя ими проект не исчерпывается. Кроме того, те же элементы могут разделяться на более мелкие. Такое деление проекта на элементы можно продолжить, используя как уже перечисленные выше, так и другие подходы, признаки и принципы, главный из которых – принцип системности.

    Процесс выполнения проекта

    1. Жизненный цикл проекта

    Каков бы ни был замысел проекта, сам по себе, без реализации он мало что значит. Важен результат выполнения проекта, нужна работа по его осуществлению. Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет". Это упрощенное представление о "начале" и "конце" жизни проекта требует уточнения, т.к. изложенный вариант для практического применения не годится.
    Что считать началом проекта? Ясно, что это нечто более серьезное, чем момент рождения идеи, как бы великолепна она ни была. Для деловых людей начало проекта связано, скорее, с началом его реализации и началом вложением денежных средств в его выполнение. Еще сложнее обстоит дело с окончанием существования проекта. Здесь зависимость от роли организации в выполнении проекта и ее интересе в нем очень сильна, а различных подходов к этому вопросу больше.

    Некоторое время назад концом существования проекта считалось завершение работ над его реализацией, т.е. ввод в действие его объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта. Однако в последние годы точка зрения на эту проблему изменилась, т.к. осознание того факта, что общие расходы по проекту и общие доходы от его реализации в значительной степени зависят от периода использования результатов выполнения проекта вплоть до вывода из эксплуатации его объектов. С другой стороны, ясно, что на размер будущих эксплуатационных расходов легче повлиять на ранних стадиях разработки проекта, чем тогда, когда основные объекты проекта уже готовы. Организацию, затевающую работу над проектом, интересует не сам проект как таковой, а результат его выполнения, продукт, который будет в конце концов производиться, прибыль, которую она будет получать от реализации этого продукта. Для других же организаций, участвующих в проекте в качестве исполнителей отдельных этапов или работ, концом чаще всего является прекращение этих работ.

    Концом проекта может быть:
    - завершение работ над его реализацией, т.е. ввод проекта в действие;
    - перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;
    - достижение проектом заданных результатов;
    - прекращение финансирования проекта;
    - начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
    - вывод объектов проекта из эксплуатации и их ликвидация и т.д.

    Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются некоторым официальным документом.
    Договорившись о существе "начала" и "конца" проекта, можно определить следующее важное понятие, связанное с проектом: "Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта".

    Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия решений по капиталовложениям на его реализацию. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют "фазами" (этапами, стадиями). Ввиду сложности протекания на практике процесса реализации проектов дать универсальный подход к разделению этого процесса на фазы затруднительно. Решая для себя такую задачу, участвующие в работе над проектом организации могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным. Главное в этом процессе выделения фаз и этапов, чтобы такое деление выявляло конкретные независимые контрольные точки, во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

    Несмотря на разновидность и разнообразность процессов, определяющих реализацию проектов, основное их содержание для любого более или менее полноценного проекта во всех случаях является общим и логически вытекает из действующего механизма регулирования экономики той страны, где проект реализуется. Как уже говорилось, в нашем случае этот механизм – рыночный.

    В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (полфазы, подэтапы) и т.д.

    Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (15-20 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций – участников проекта.

    Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта, разработкой его основ и описанием его производственных объектов, контрактной деятельностью, организацией и финансированием работ по проекту, созданием новых технологий (в нашей практике это называется "проектированием", а в английском языке этому понятию соответствует термин "design" – дизайн), планированием ресурсов и хода работ над проектом, закупкой материалов и оборудования, а также строительством и сдачей готовых объектом в эксплуатацию и т.д.

    Уже это перечисление довольно укрупненных видов деятельности по проекту показывает, насколько они разнородны. Однако для удобства рассмотрения эти работы по реализации проекта можно сгруппировать. В первую очередь, из их совокупности можно выделить два крупных вида работ: основная деятельность и обеспечение проекта.

    Такое разделение работ не является разделением процесса реализации проектов на фазы и этапы, т.к. оба эти вида деятельности могут совмещаться и часто совмещаются во времени.

    К основной деятельности:
    - анализ проблемы;
    - формирование целей проекта;
    - разработка основных положений;
    - базовое проектирование;
    - детальное проектирование;
    - выполнение строительно-монтажных работ;
    - выполнение пуско-наладочных работ;
    - сдача проекта;
    - эксплуатация проекта, выпуск продукции;
    - ремонт оборудования и развитие производства;
    - демонтаж оборудования.

    Деятельность по обеспечению проекта также довольно разнообразна. Для простоты целесообразно сгруппировать ее по видам обеспечения:
    - организационное;
    - правовое;
    - кадровое;
    - финансовое;
    - материально-техническое;
    - коммерческое (маркетинг);
    - информационное.

    Все перечисленные и многие другие не указанные здесь работы, выполняемые в процессе реализации проектов, протекают взаимозависимо во времени и пространстве. Однако четкое однозначное распределение этих работ (а значит фаз и этапов выполнения проекта) в логической последовательности и во времени в общем случае практически невозможно, т.к. в этой области существует очевидный произвол, диктуемый конкретными условиями проекта, хотя определенные закономерности действуют и здесь.

    Например, ясно, что строительные работы не могут быть начаты раньше, чем работы по описанию проекта (проектированию), но они вполне могут быть начаты, не дожидаясь полного завершения проектных работ (довольно часто используемый на практике прием частичного совмещения и перекрытия этапов или фаз проекта). Все эти особенности и трудности преодолеваются лишь благодаря опыту, знаниям и искусству специалистов, работающих над проектом.
    В литературе по управлению проектами используется следующий подход при разделении процесса реализации проекта на фазы, которые отражают как раз основную деятельность: анализ проблемы, разработка концепции проекта, детальное представление проекта, выполнение проекта, использование результатов реализации проекта, ликвидация объектов проекта (см.рис.1.4.).

    Схема планирования бизнеса

    Рис.1.4. Идеальная схема чередования фаз реализации проекта

    По поводу приведенного на этом рисунке перечня фаз проекта следует сделать некоторые замечания.

    Во-первых, это представление является идеальным, реальное течение процесса работы над проектом – гораздо сложнее и не всегда выдержано в такой же строгой последовательности, как это изображено на рисунке.

    Во-вторых, этот подход игнорирует очень важные и сложные работы по проекту:
    - поиск и выбор исполнителей проекта, оформление договорных отношений с ними;
    - поставки (закупки) оборудования, строительных конструкций, материалов и т.д.;
    - строительство объектов проекта.

    Таким образом, указанное разделение работ по проекту на фазы является условным и абстрактным. Если использовать такой абстрактный обобщенный подход к выделению фаз (этапов) реализации проекта, то более простым и логичным представляется следующий, близкий к уже названному, вариант: инициализация, разработка, развитие, завершение, использование, ликвидация.
    Здесь этапы разработки концепции, оформления договоров (контрактов), поставки и строительства подразумеваются в составе выделенных фаз.

    В ряде источников в качестве фаз реализации проекта часто используется только часть жизненного цикла, ограничивающая его на завершающем этапе сдачей объектов проекта в эксплуатацию. Это объясняется тем, что обобщенные методы управления проектами для этапов использования и ликвидации проектов еще в достаточной степени не разработаны.
    К сожалению, часто для обозначения фаз реализации проектов одновременно используются совершенно разнородные понятия, например, отражающие как основную, так и обеспечивающую деятельность или представляющие последовательность частично совмещающих этапов выполнения работ. Это затрудняет понимание сути и закономерностей проблемы управления проектами.

    Для иллюстрации в таблицах 1.2–1.5 даны примеры встречающихся в литературе различных подходов к разделению процессов выполнения проектов на фазы, подфазы и этапы.

    Несмотря на значительные различия таблиц 1.2–1.5, в их содержании можно обнаружить также и общие элементы. Особенностью всех 4-х вариантов разделения процесса реализации проекта на фазы (этапы), изложенных в таблицах 1.2–1.5, является уже упоминавшееся выше ограничение жизненного цикла проекта сдачей его объектов заказчику.

    В отличие от таблиц 1.2 и 1.3 в таблицах 1.4 и 1.5 отсутствует так называемая контрактная фаза выполнения проекта, т.е. деятельность по подготовке, проработке и заключению контрактов.

    Таблица 1.2. Вариант 3-х стадийного деления процесса реализации проекта

    Фаза развития Контрактная фаза Фаза выполнения

    Планирование проекта

    Исследование рынка

    Планирование процессов

    Определение затрат

    Базовое проектирование

    План заключения контрактов

    Отсеивание контракторов

    Отбор претендентов

    Предложения о подаче заявок на участие в торгах

    Предложения о заключении контрактов

    Заключение контракта

    Детальное проектирование

    Поставки

    Строительство

    Таблица 1.3. Вариант 3-х стадийного деления процесса реализации проекта с разделением на подфазы

    Концептуальная фаза

    Контрактная фаза

    Реализация проекта

    Начало работ

    Разработка

    Проектирование

    Поставки, строительство

    Жизнеспособность

    Отбор

    Оценка

    Окончательное планирование

    Базовое проектирование

    Квалификационные требования

    Надежность участников торгов

    Отбор участников

    Предложение цены

    Предложение о заключении контракта

    Заключение контракта

    Технологические процессы

    Оборудование

    Рабочие чертежи

    Накладная (список) на материалы

    Закупки

    Планирование строительного процесса

    Временные сооружения на строительной площадке

    Инженерная подготовка участка

    Подбор строительного оборудования

    Наем рабочей силы

    Строительство

    Монтаж, пуск, наладка, сдача

    Таблица 1.4. Первый вариант 4-х стадийного деления процесса реализации проекта

    Концепция

    Планирование

    Выполнение

    Завершение

    Разработка:

    - требований

    - программ, схем, процессов

    - эскизов

    - предварительной сметы и графика работ

    - вопросов кадрового состава

    - вопросов финансирования

    Возможные варианты

    Предложения

    Получение решения на продолжение работ

    Разработка:

    - плана

    - блок-схемы

    - стандартов

    Изучение режимов

    Выбор оборудования

    Обоснование экономических показателей

    Разработка:

    - сметы

    - графиков работ

    - расхода средств

    Подготовка и представление эскизного проекта

    Организационное оформление

    Разработка рабочей документации и спецификаций

    Обзор проектирования

    Поставка оборудования

    Поставка конструкций

    Производство продукции

    Обеспечение качества

    Регулирование производства

    Переделки

    Подготовка кадров

    Передача материалов

    Документирование результатов

    Передача управления

    Реализация остатков ресурсов

    Расформирование проектного коллектива

    Таблица 1.5. Второй вариант 4-х стадийного деления процесса реализации проекта

    Предварительный план

    Проектно-конструкторские работы

    Строительство

    Пуск-наладка

    Разработка проекта

    Сбор данных

    Предварительное определение продукции

    Конфигурация технологического процесса

    Планы, графики

    Процедуры

    Рабочие планы

    Планы реализации проекта

    Завершение проектирования технологического процесса

    Окончательные критерии проекта

    Исходные чертежи

    Завершение исследования вопросов окружающей среды

    Окончательные планы

    Завершение определения

    Определение масштабов работ

    Спецификация для торгов

    Оценка и обзор

    Запрос на участие в торгах

    Приемлемость условий окружающей среды

    Уточнение оценок

    Обзор результатов торгов

    Рекомендации заключению контракта

    Перспективное оборудование

    Организационная работа

    Начало проектно-конструкторских работ

    Составление смет, графиков

    Процедура

    Исходная инфраструктура

    Организация специалистов для работы на стройплощадке

    Окончательное определение источников поставок

    Заказ оборудования, материалов

    Завершение разработки оборудования

    Вычерчивание графиков

    Начало разработки моделей

    25% готовности проектно-конструкторских работ

    Рассмотрение вопросов материально-технического обеспечения

    Уточнение смет, графиков

    Окончательные рабочие планы

    50% готовности проектно-конструкторских работ

    Уточнение смет, графиков

    Начало разработки программы поставки запчастей

    85% готовности проектно-конструкторских работ

    Разработка руководства по эксплуатации оборудования

    Окончательные чертежи

    Начало конструкторских работ по поддержке реализации проекта

    Разработка плана строительства

    Выбор подрядчиков

    Приезд на строительную площадку

    Начало работ на стройплощадке

    Исходная инфраструктура

    Подготовка к работам на стройплощадке

    Реализация смет, графиков

    Работа по улучшению условий на стройплощадке

    Окончательные оценки

    20%-ная готовность строительных работ

    Начало монтажа оборудования

    Определение тенденций изменения издержек и графиков работы

    50%-ная готовность строительных работ

    Уточнение смет, графиков

    Начало проверки оборудования

    Начало основной работы

    85% готовности строительных работ

    Начало комплектования предприятия оборудованием

    Определение коэффициента оборачиваемости основного капитала

    Завершение строительства предприятия

    Сдача предприятия заказчику

    Распродажа излишних товаров

    Уход со стройплощадки

    Завершение проекта

    Выполнение рабочего плана

    Разработка руководств по эксплуатации оборудования

    Начало обучения операторов

    Заказы на полставки

    Разработка плана технического обслуживания

    Начало проверки работы оборудования

    Начало сдачи в эксплуатацию

    Пуск предприятия

    Приемно-сдаточные испытания

    Приемка завода

    Контроль

    Как видно из содержания этих таблиц, уже следующий уровень выделения фаз (этапов) реализации проекта, таким простым, как 1-й уровень не получается: разнородность и разновременность выполняемых в составе проекта работ настолько существенна, что объединить или распределить их по фазам на основе каких-то однородных признаков в общем случае чрезвычайно трудно.

    Так, например, присутствующая в таблицах 1.2 и 1.4 контрактная фаза более или менее логично вписывается в последовательность работ по реализации проекта только в том случае, если заказчик заключает на выполнение работ по проекту один единственный контракт с одним основным исполнителем, что бывает сравнительно редко. Чаще ему приходится заключать несколько контрактов с несколькими исполнителями так, что контрактная фаза растягивается и пересекается с фазами основной деятельности по выполнению проекта.

    Последовательность этапов (фаз) описания реализации инвестиционного (календарного) плана в бизнес-плане:

    1. Анализ проблемы
    2. Разработка концепции
    3. Оформление договорных
    (контрактных) отношений
    4. Проектирование объектов
    5. Поставки (закупки)
    6. Строительство
    7. Монтаж, наладка,
    пуск, испытания, сдача заказчику
    8. Эксплуатация
    9. Ликвидация

    2.Содержание основных фаз реализации проекта

    Каждая фаза разработки проекта имеет свои цели и задачи. Рассмотрим их содержание применительно к классификации, приведенной в таблице 1.3.

    2.1. Концептуальная фаза

    Разработка концепции проекта

    На этом этапе определяются конечные цели проекта и выявляются пути их достижения. При этом предполагается возможность задания альтернативных наборов целей, при формировании которых должны учитываться, наряду с экономическими, также социальные, политические и технические факторы. Важным требованием при определении целей проекта является возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.

    Оценка жизнеспособности проекта

    Проводится технико-экономическое обоснование проекта. Обычно рассматриваются одна – две альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается по критериям стоимости и прибыли. На этом этапе устанавливается граничные условия, формируются конкретные цели и ограничения, а также (на основе статистики по объектам-аналогам) предварительно оценивается стоимость проекта (точность оценки – 25-40 процентов). Результатом этапа оценки жизнеспособности является обоснование преимуществ одной альтернативы перед другой. После принятия решения о начале работ по проекту рассматривается вопрос о руководстве работами по его реализации.

    Планирование проекта

    После определения жизнеспособности проекта и решения о начале его осуществления следует составить в письменной форме "План работ" по проекту. План представляет собой структурно определенную последовательность этапов работ, ведущих к достижению уже определенного комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения.
    План становится инструментом для связи со всеми участниками работ над проектом и является предпосылкой для составления подробного календарного графика этих работ и для точной оценки их стоимости.
    В разработке плана реализации проекта принимают участие группы инженерных работников, материально-технического снабжения, потенциальных строителей и других соответствующих специалистов. Такое участие представителей различных специальностей способствует принятию плана теми, кто должен его выполнить.
    Окончательный план выполнения проекта должен быть одобрен, после чего он подлежит публикации и направляется всем участникам проекта. На этом же этапе решаются вопросы создания организации для работы над проектом.
    Следует отметить, что предварительному планированию уделяется большое внимание. Вместе с тем планирование не заканчивается на стадии разработки первоначального плана, оно является непрерывным процессом.

    Разработка требований к проекту

    В ходе этого этапа осуществляется выбор эксплуатационных характеристик будущих объектов проекта.

    Выбор и приобретение земельного участка
    На этом этапе проводятся геодезические и инженерно-геологические изыскания, подготовка технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ. На этом этапе группа экспертов оценивает объем средств, которые потребуются на реализацию проекта. Эта оценка проекта получила название факторной и соответствует самому началу работ по инжинирингу (степень готовности не превышает 1-го процента). Точность оценки достигает 15-25 процентов. Для успешного ее проведения необходимо заблаговременно выбрать методы планирования затрат, с помощью которых определяется уровень развития проекта, необходимый для составления достаточно надежных оценок затрат на каждой стадии утверждения. Эти методы планирования затрат должны применяться совместно с более общими методами управления процессом финансирования.
    Практика показывает, что достоверность оценок затрат в большей степени зависит от степени точности предварительной оценки проекта, чем от текущей оценочной информации. Методика оценки должна включать все аспекты издержек работы по реализации проекта.
    Не столь важно, что какие-то из этих факторов оценены слишком подробно, насколько важно убедиться, что не пропущены другие, пусть и рассмотренные с меньшим количеством подробностей.

    Базовое (концептуальное) проектирование

    На этой стадии утверждается состав работы по конкретному проектированию и начинается проектно-конструкторская деятельность. В начале этой фазы подбираются материалы, позволяющие начать разработку проекта. Корректируется и утверждается технико-экономическое обоснование, являющееся основой для проектирования.
    На базе этой исправленной и утвержденной основы и формируется новая оценка затрат (так называемая приближенная), включающая и дополнительную информацию по проекту, поступающую к этому моменту. Приближенная оценка определяется на основе сведений об объемах работ при известной стоимости оборудования и материалов. Точность оценки 10-15%.

    2.2. Контрактная фаза

    Составление квалификационных требований

    Если продолжение работ утверждается, то происходит переход к составлению так называемых квалификационных требований, являющихся материалов для подготовки контракта и проведения дополнительных базовых проектно-конструкторских работ. Последние призваны облегчить последующие работы по техническому проектированию.

    Подготовка предварительного задания на проектирование

    Подготовка выполняется с целью формирования данных при объявлении конкурса на получение контракта.

    Объявление о намерении проектировать объекты

    В объявлении излагаются основные характеристики объектов, указывается место строительства и налагаемые ограничения.

    Отбор потенциальных исполнителей проекта

    Обычно выбираются 3 фирмы – претендента, которые приглашаются для переговоров (торгов). Переговоры ведет группа экспертов, при этом каждый специалист оценивает претендента самостоятельно по следующим критериям: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение.

    Оформление контракта с выбранной проектной организацией

    Контракт включает график проектирования, который предусматривает, если нужно, более глубокую эскизную проработку нескольких (не менее трех) вариантов с привлечением при необходимости инженерных и других специализированных фирм.

    Выбор и утверждение окончательного варианта

    Обычно на это берется 3-4 недели, что оговаривается в контракте. На этом этапе разрабатываются в полном объеме технико-экономические обоснования и составляется задание на рабочее проектирование.

    Выбор и оформление отношений со строительной организацией

    Одновременно с заключением контракта с проектной фирмой аналогичные мероприятия осуществляются по привлечению подрядной строительной фирмы.

    3.Фаза реализации проекта

    Эта фаза может быть поделена на две подфазы:
    - детальное (рабочее) проектирование и поставки;
    - строительство.
    Крупные строительные фирмы часто берутся за выполнение обоих подфаз. Другие специализируется по одной из них.
    На этой стадии утверждения подвергается риску наибольшая сумма денег. Вплоть до момента начала финансирования проекта в целом и продолжения работ по детальному техническому проектированию и поставкам проект может быть прекращен со сравнительно небольшими затратами. После начала серьезной работы ее завершение связано со значительными издержками. Утвержденный, а затем закрытый ввиду катастрофических прогнозов проект может оказаться "единственным в карьере" некоторых ответственных исполнителей.
    При необходимости может быть предусмотрена дополнительная стадия утверждения проектных разработок. По окончании базовых проектно-конструкторских работ до ассигнования средств на весь проект может быть сделана еще более подробная и достоверная оценка затрат.

    Строительная подфаза реализации проекта предполагает осуществление:
    - закупок строительных материалов, изделий и конструкций;
    - найма рабочих;
    - аренды строительного оборудования;
    - выполнения строительных, монтажных и пуско-наладочных работ;
    - сдачи-приемки готовых объектов и эксплуатацию.

    Продолжительность отдельных этапов процесса выполнения проекта может меняться в широком диапазоне (от 0,5 до 10 лет) в зависимости от сложности проекта и условий его реализации. Иллюстрацией этого могут служить данные таблицы 1.6, где, кстати можно заметить перемещение подфазы детального проектирования из фазы реализации в контрактную фазу, что еще раз подтверждает отсутствие единства в классификации этапов и фаз реализации проектов.

    Практика показывает, что наибольший вес по трудоемкости и затрачиваемому времени в реализации проектов имеет деятельность по трем направлениям: ИНЖЕНЕРНОЕ ОПИСАНИЕ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ), ПОСТАВКИ (ЗАКУПКИ), СТРОИТЕЛЬСТВО.

    Поэтому часто в литературе по управлению проектами этим направлениям уделяется главное внимание. Работы по этим направлениям обычно называются ОСНОВНЫМИ этапами реализации проекта, в то время, как анализ проблемы, разработка концепции проекта и т.д. относятся к его НАЧАЛЬНОЙ фазе, а сдача-приемка объектов проекта, их эксплуатация и ликвидация – к ЗАВЕРШАЮЩЕЙ.

    Таблица 1.6. Продолжительность некоторых этапов реализации проекта

    Продолжительность реализации фаз (лет)

    Вид строительства

    Концептуальная фаза

    Контрактная фаза и детальное проектирование

    Строительство

    Государственный сектор:

    Крупные здания (учреждения, суды)

    1-7

    1-3

    1,5-2,5

    Жилые здания

    1-4

    1-3

    1-4

    Лечебные учреждения

    1-5

    0,5-4

    0,5-5

    Учебные заведения

    1-4

    0,5-3

    0,5-2,5

    Небольшие и средние здания (конторы, телефонные станции, публичные библиотеки)

    0,5-3

    0,5-2

    0,5-1,5

    Дороги и гавани

    1,5-10

    1-4

    0,5-3

    Объекты водоснабжения и канализации

    1-4

    0,5-3

    0,5-2,5

    Частный сектор:

    Жилые здания

    0,5-6

    0,5-4

    0,5-1,5

    Промышленные объекты, коммерческие здания

    1-10

    1-4

    0,5-3

    Такая композиция всех работ по реализации проекта бывает полезна, однако не всегда можно согласиться с названием ОСНОВНЫЕ по отношению только к этапам проектирования, поставки и строительства, т.к. по своей значимости остальные этапы (фазы) реализации проекта не менее важны.Эта часть терминологии управления проектами еще недостаточно отработана и требует дальнейшего развития.

    Изложенный выше подход к формированию стадий проекта имеет методическое значение при составлении календарного графика инвестиций (календарного плана)в бизнес-плане, так как часто при его формировании происходит смешение понятий - календарных, временных этапов проекта и его содержания с точки зрения наполнения этапов - приобретения или создания активов (проектные работы, приобретение земли, оборудования, строительно-монтажные работы и т.д.) и указываются нереальные сроки выполнения типовых стадий календарного графика бизнес-плана.

    © 2007 Invest-in-Ru      

    Каталог Ресурсов Интернет Rambler's Top100 --- каталог autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов silver.kiev.ua rate your site Gougle.Ru Рейтинг
    Hosted by uCoz